Охрана детства является главным институтом, целью которого является поддержания благополучия и безопасности детей.
Государственная политика Республики Беларусь в области охраны детства
В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы детей Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь ―О правах ребенка‖, Программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах.
С начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. В 1991—1992 гг. были приняты законы "Об образовании в Республике Беларусь", "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь, "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", "О гражданстве Республики Беларусь", "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь".
В 1993 г. в Беларуси — первой среди республик бывшего Союза ССР — был принят закон "О правах ребенка", который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. На законодательном уровне был закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Помимо мер правового регулирования деятельности государственных структур по проведению в жизнь политики государства в отношении детей в республике на уровне исполнительной власти были приняты некоторые меры в области социальной защиты семей с детьми и, в частности, утверждены Основные направления государственной семейной политики. Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма, утвержденный в апреле 1995 г. Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995—2000 гг., созданную в 1996 г. Национальную комиссию по правам ребенка, утвержденные указами Президента Республики Беларусь "Основные направления государственной семейной политики" и программу "Дети Беларуси", реальное положение дел свидетельствует о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития.
Создание правового механизма по защите детства невозможно без наличия слаженной работы государственных органов, которые реализовывали бы положения Конвенции о правах ребенка, Закона "О правах ребенка", других национальных документов и обеспечили бы охрану прав детей в стране. Одним из таких органов стала Национальная комиссия по правам ребенка при Совете Министров Республики Беларусь. В ее состав вошли представители Правительства, Парламента, Администрации Президента, министерств, иных республиканских органов управления, облисполкомов, Минского горисполкома, ученые. На Национальную комиссию как высший государственно-общественный орган страны по охране прав детей возложена функция координации государственной политики страны в отношении детей. Решения комиссии обязательны для выполнения всеми государственными органами и общественными организациями. Ряд важнейших государственных функций по охране прав детей осуществляет Министерство образования.
Приказом от 14 декабря 1999 г. утверждено "Положение об органах охраны детства в 'Республике Беларусь". Основными задачами органов охраны детства являются: социально-правовая защита прав и интересов детей; социально-психологическая помощь семьям и детям из группы риска с целью сохранения детей в семье; осуществление представительства по защите прав детей; жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей; социальная и психологическая поддержка детей с особенностями психофизического развития и детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Права детей и их защита обеспечиваются органами опеки и попечительства, комиссиями (инспекциями) по делам несовершеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей. В Республике Беларусь осуществление функций по охране детства возлагается на управления, отделы образования областных, районных и городских исполнительных и распорядительных органов, их отделы (секторы) по охране детства, социальных педагогов учреждений системы образования. Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стал серьезным шагом в систематизации работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей. Только Министерство образования разработало и внесло изменения в 8 актов законодательства, обусловленных данным Декретом. В связи с этим необходимо обратить внимание на утвержденные в 2006 году Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите и Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям. Можно сказать, что создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства, на качественно ином, более высоком уровне. Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 значительно повысил статус, расширил функции и полномочия Национальной комиссии по правам ребенка. Вводятся уполномоченные Комиссии в каждой области и в г.Минске, которые должны осуществлять прием по вопросам защиты прав и законных интересов детей. В 2006 году значительно обновилось законодательство, регламентирующее защиту прав детей-сирот. Принят целый ряд правовых актов, обеспечивающих реализацию Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этими документами установлен порядок материального обеспечения детей-сирот, закрепления за ними жилья, обеспечения их «Едиными билетами» и другое. Министерство образования активно сотрудничало с другими республиканскими органами по решению жилищной проблемы детей-сирот, что нашло свое отражение в проектах указов Главы государства и Жилищного кодекса. Значительно расширилась группа детей сиротской категории, имеющая право на получение социального жилья, определен четкий порядок и сроки его предоставления. Также приняты новые нормативные правовые акты, регламентирующие усыновление, установление опеки и попечительства, функционирования детских домов, в том числе семейного типа, приемных семей, детских деревень, которые позволят улучшить условия для жизни и воспитания детей в названных учреждениях и семьях